Её Квадричество
Джон Фаулз славен своими отточенными и провокационными формулировками. Под тегом "more" находится фрагмент написанного им введения к сборнику своих эссе "Кротовые норы".

Очевидно, что подобные писательско-рефлективные размышления сформулированы с удивительной точностью и яркостью.
И при этом не менее очевидно, что тема, поднятая Фаулзом, весьма располагает к дискуссиям.

Комментарии
06.06.2008 в 00:06

Я вот просто не понял) Слишком умных слов для ребенка.
06.06.2008 в 00:15

Её Квадричество
Ой. ))) Ну.
Дело в том, что я прям-таки зависаю с этих идей. Они уж больно входят в резонанс с моими рефлексиями на сей же счет))))
Просто я была уверена, что любой графоман (графоман - в смысле "одержимый письмом", я не говорю о качестве написанного), склонен размышлять над процессом творчества. Долго, упорно и жизнерадостно.
И это коротенькое размышление Фаулза очень сошлось с моими домыслами... Мне было интересно, думают ли то же самое гм... коллеги ))) Можно ли приведенные в эссе доводы рассматривать как универсальные... Вот так. Поэтому и хотелось дискуссии. А вернее - выражения имховостей. Типа социологического опыта.
06.06.2008 в 00:18

Её Квадричество
Авторское тщеславие - вообще штука мозговыворотная.

Эту КОФТОЧКУ я связала САМА.
КАААААК это "некрасивая"?? Где? Этот шов? ЭТО ТАК И ПОЛАГАЕТСЯ. И здесь тоже! И ЗДЕСЬ! Я сама знаю: это все божественно и красиво связано.
(оглядывается, ушел ли критик.)
Ооо, это омерзительно, я ненавижу эту кофточку, она уродлива и кошмарна... Дада, не переубеждайте. Пойду сожгу этот кошмар.


зы. Я утрирую, разумеется.))))
06.06.2008 в 00:55

Долго, упорно и жизнерадостно.
Ага, особенно жизнерадостно =___=

Примерно понял)
06.06.2008 в 11:06

слишком категорично, мне кажется, чтобы под такой взгляд "причесывать" весь писательский род
я не склонен отрицать, что тщеславия нет, почему же... но это свойственно человеческой натуре в принципе. однако, ведь есть и другие люди, разве нет?

к примеру. я не слушю "наше радио", оно ужасного качества, пока долетает до моего города, но отдельные его отголоски, высказывания их ведущих слышал, да и 4-5 лет назад радио было единственным средством узнавать новости. послушав некоторые передачи, где сравнивается музыка, "анализируется", с удивлением обнаружил, что фоном звучит чувство собственного превосходства и важности. тщеславности своим знаниями, вкусам, предпочтениям.
подобное легко обнаружить в совершенно разных областях жизни, профессий и труда. писательское ремесло не более чем одно из.

да, есть, но стоит ли это возводить в разряд характерного правила, вот уж не знаю. вернее, откровенно сомневаюсь.
любое восприятие - это опыт человека, его восприятие картины действительности. если есть одна сторона, обязательно есть и другая, где этого нет. простейшая логика - если есть присутствие объекта, то есть место пространства, где этого объекта нет, ввиду наличия у него координатной плотности.
это уже труд самого человека - выделять те аспекты реальности, которые ему созвучны.
хм. мне откровенно не нравится Сорокин, так я его и не читаю. не очень тронул Липскеров, однако, я могу оценить качество его работы.
И это единственное, что стоило бы поставить во главу угла - сам труд человека, возможность его творчества, создавать или нет живое пространство.
А уж какой он человек... Где его чаяния и страхи... ну это уже удел его социальной среды обитания, опыта, установок и маленьких заскоков сознания.

это мысли, как и просили, имхо-шные.

Если честно, развлекло
Нам некуда деться от этого архетипического стремления, часто противоречащего всем социальным и политическм убеждениям, - стремления дерржаться за собственну самость
Высказаться бы резко в сторону состоятельности такой фразы, но не буду :)
Архетип не знает самости.

Хм. А теперь несколько другое восприятие. Все, что сказано - это человек. Как бы ни прятался он, как бы не скрывался, во всем, что проявляется во внешней деятельности проявляется его внутренний мир. Я не хочу верить человеку, видящему в людях грязь - прежде, чем грязь появляется вовне, она появляется внутри. Когда это звучит как универсальность. Мыслить об этом - пожалуйста, но принять как действительно собственную черту своей картины мира... Увольте, это "минус" личности одного конкретного человека - видеть не-красивость (грязь) мира легко, труднее научится видеть за всем этим его совершенство, которое, безусловно, есть.
Все приходит, с мудростью или опытом, это уже другой вопрос.

Бессмысленно говорить о "кривости" душ писателей. Это слова и не больше того, молчаливое действо жизни вокруг куда как многообразнее того, как говорит сегодня большая часть пишущих слово. "Почему" уже другой вопрос.
К тому же, писателей нет, есть люди.

вот такой вот мнение.
06.06.2008 в 12:33

Её Квадричество
lux:aeterna Здорово. Вот это интересно.

я не склонен отрицать, что тщеславия нет, почему же... но это свойственно человеческой натуре в принципе.
Мне показалось, что здесь речь идет не о тщеславии как таковом, а о тщеславии творящего. Само стремление творить - это уже проявление тщеславия. Любой текст пишется _для_кого-то_ - даже если пишется "в стол", для "идеального читателя". Так вот само стремление зафиксировать смысл, бредущие в голове образы - это уже посягательство на вечность. Т. е. фиксация чего-то динамического. С чего бы вдруг приспичило _записать_хорошие_образы_? Именно из-за вот такого тщеславия. И оно свойственно не некоторым людям, а всем писателям - т. е. все писатели в этом смысле являются "некоторым людьми - носителями тщеславия". Иначе бы не были писателями.



фоном звучит чувство собственного превосходства и важности. тщеславности своим знаниями, вкусам, предпочтениям.
Это снобизм. Это несколько другое. Хотя близкое. Но как раз таки имхо среди писателей число снобов такое же, как и среди нормальных людей.

И это единственное, что стоило бы поставить во главу угла - сам труд человека, возможность его творчества, создавать или нет живое пространство.
А уж какой он человек...

Я повторюсь, ладно? У Фаулза. речь, на мой взгляд, идет не о тщеславии-человека, а о тщеславии-писателя. Человек он может быть какой угодно, но книги-то живут отдельно от личности. Т. е. можно сколько угодно говорить, что Тургенев омерзительный кобель, но его тексты от этого не перестанут быть прекрасными. И тургенев-писатель - отнюдь не тот омерзительный кобель, что тургенев-человек. Разумеется, личность человека и сознание писателя связаны, но все-таки когда человек пишет - он выступает в несколько другом качестве. (это я говорю, предвидя возражения, в том духе, что "всё-равно же книгу пишет личность, и книга несет на себе отпечаток личности": да, несет. но отпечаток именно личности писательской, а не человеческой).


Архетип не знает самости.
Можно пояснить? Архетип, являясь вещью из коллективного-бессознательного , поэтому - "не знает самости"? Я не специалист в психологии. Или это кратко не объясняется и мне Юнга почитать? (Тогда скажите, конкретно какую книгу, хорошо?) Весьма интересно.

Я не хочу верить человеку, видящему в людях грязь - прежде, чем грязь появляется вовне, она появляется внутри. Когда это звучит как универсальность
Ну... Имхо, многие вещи можно воспринимать как грязь, а можно - как неизбежное наполнение. Т. е. тот же Фрейд тоже много пакостей поселил в нашем мозгу. А они ведь там есть, хотя никому (сперва по крайней мере) неприятно всерьез пытаться рассуждать о том, есть ли у него влечение к собственной матери, и как оно проявляется. Т. е. имхо - речь идет не о грязи, о таких же неизбежный вывертах сознания, о которых говорил Фрейд.
Кроме того, мне приведенное почему-то не показалось грязью)) Наверно, именно потому, что эти мысли слишком сильно вошли в резонанс с моим восприятием тех же явлений. Я даже о грязи только сейчас задумалась, когда прочла Ваш комментарий.

* * *
А, и вот Вы пишете: К тому же, писателей нет, есть люди.
Вот здесь принципиально иная позиция, о которой я только вот выше написала. Внутри личности сосуществуют "человек" и "писатель". "Писатель" проявляется в собственно-процессе-творчества и, возможно, редактуры. Вот почему Фаулз воспринят Вами по другому.
06.06.2008 в 13:09

чего-то подобного и ожидал :) не в укор, просто улыбка по ходу дела. в свете вашего резонанса.

видимо дело нашего легкого расхождения в том, что я не выделяю человека-писателя и человека-просто. мне больше свойственно воспринимать его в "переплетенном" состоянии из различных линий и черт, в рамках которых он существует. человек-общество, человек-наедине, человек-профессионал, человек-любовник и т.п. здесь общее слово человек, остальное его проявление в других областях. при той оговорке, что каждая плоскость может кардинально отличаться друг от друга. жиль де рез детей убивал, да известью приказывал тела посыпать, но по ночам плакал и стонал от собственной вины.
одно основание, которое отражается в различных областях жизни и при том, мне кажется, что это несколько ущербный вариант. я здесь такой, какой никогда не буду там. смысл в этом каков. целостность и единство знания о себе в протяженной, ограниченной бесконечности (мышление сознающее себя в веках, но ограниченное смертью, иначе говоря)
если укрупнять единицы, топать дальше от человека-писателя.
хм. тщеславие творца... нет, это, как мне кажется, вещь сугубо "человеческая" (читай: приобретенная, социально опосредованная и заданная ССР) и мало отношений имеет к "творению", как процессу-деятельности. ...и к тому же говорить, что без этого тщеславия писатель не был бы писателем... ох... не знаю, не готов высказаться с четкостью аргументации, просто - противна даже сама мысль об этом. я слишком люблю слово и сказителей (не понимая под этим носителей народной мудрости из поколений, а в целом, "сказ-ведущего", писатель, настоящий, имхо, мало чем отличается), которые могут очень многое "сказывая", чтобы видеть в их чертах тщеславный эгоизм, а именно он это и есть: "Преувеличенное сознание собственной уникальности".

будучи эгоистичным созданием... создавать нечто вне тебя... хм... насколько это вообще допустимо, интересно.
Перед ним стояло Дерево, его Дерево, полностью законченное. И это Дерево было живым. Его листья как раз распускались, а ветви трепетали под ветром - именно так, как представлял себе Ниггль Он часто пытался это передать - но тщетно. Ниггль, не сводя глаз с Дерева, медленно раскинул руки.
- Это дар! - воскликнул он.
(с) Р. Толкин


Рубенштейн как то писал о само-творчестве: когда созданный мир живет вне творца и помогает ему сознавать себя, и двигаться дальше вперед. эгоизму здесь нет места, тщеславной радости. скорее, подобные отношения - это результат социального взаимодействия, приобретенное в обществе подобных, где это ценится и где мало заметны отклонения от "нормы". с такой оговоркой, пожалуйста, возможно даже соглашусь, но только лишь с ней.
не нравится мне категоричность господина Фаулза, ох, не нравится :)

ps. самость и архетип... вспомнить бы что-где было... в голове остался сам юнг, а книги подзабылись.
ещё интересное есть вот здесь: Ленгле, Э. Грандиозное одиночество / Московский психотерапевтический журнал. -2002. - №2.
тема персоны и самости, что-то упорно не могу найти автора и название статьи о смерти, самости, трансцендентном опыте выхода вовне. как раз таки в духе архетипичности.
если вспомню - допишу.
но если кратко - природа архетипа в чем? источник их наследования разве обладает самостью?

можно ещё посмотреть его работы по символике.
06.06.2008 в 13:24

Её Квадричество
lux:aeterna чего-то подобного и ожидал :) не в укор, просто улыбка по ходу дела. в свете вашего резонанса.
Ну еще бы))) Я и не отрицаю... )))

видимо дело нашего легкого расхождения в том, что я не выделяю человека-писателя и человека-просто. мне больше свойственно воспринимать его в "переплетенном" состоянии из различных линий и черт, в рамках которых он существует. человек-общество, человек-наедине, человек-профессионал, человек-любовник и т.п. здесь общее слово человек, остальное его проявление в других областях. ...

Согласна. Вот и я о том же. Более того: Вашу концепцию понимаю, и думаю - она не альтернативна моей, а, напротив, эти две позиции как бы сосуществуют. (По крайней мере, мне так видится). Но разница - в расстановке акцентов. Выделяем немного разные аспекты.
* * *
А дальше - так. Частности и просто - поделиться.

противна даже сама мысль об этом. я слишком люблю слово и сказителей
Не столько поэтому. Скорее, Вы очень НЕ любите тщеславие))

будучи эгоистичным созданием... создавать нечто вне тебя...
Почему "вне". Творение - это продолжение писательского "я", которое автономно от него отделяется. ))) Почему бы и нет. А Толкин получился очень в тему.

не нравится мне категоричность господина Фаулза, ох, не нравится :)
А я предупреждала - дядька ошенно провокационный. В этом и вкус обсуждения подобных текстов.

но если кратко - природа архетипа в чем? источник их наследования разве обладает самостью?
Ну да, я как-раз что-то такое и имела в виду. Но у меня-то так все смутно в голове на этот счет)))
06.06.2008 в 13:26

Её Квадричество
Ну вот... Нашла сайт Московского вестника...
Теперь я хочу прочитать практически каждый номер )))) Холера...

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail